Медиаобразование старшеклассников на материале
 кинопрессы: теоретические аспекты

Е.В.Мурюкина,  аспирантка Таганрогского государственного педагогического института (Таганрог, Россия)

MEDIA EDUCATION OF SENIOR PUPILS ON THE FILM PRESS MATERIAL: THEORETICAL ASPECTS

Elena Murukina, PhD student, Taganrog State Pedagogical Institute (Taganrog, Russia)

e-mail: uspech@don.sitek.net

 Занимаясь проблемами медиаобразования, настоящий исследователь, на наш взгляд, не должен, не может ограничиться только аналитическими исследованиями. Поэтому мы, воспользовавшись опытом, накопленным как в нашей стране, так и за рубежом, разработали свою модель медиаобразования. В рамках данной статьи нам представляется возможным рассмотреть как саму модель медиаобразования старшеклассников на материале кинопрессы, так и выбранную нами форму проведения  данных занятий, а именно, факультатив.

 Итак,  наша  модель состоит из четырех этапов.

На первом этапе проводится констатация уровней художественного развития и восприятия произведений кинопрессы в данной аудитории. Для этой цели нами разработана анкета, которая, с одной стороны - выявит эти уровни, а с другой - отразит предпочтения старшеклассников в области масс-медиа, поможет нам скорректировать методы и формы проведения данных занятий.

 Второй этап предусматривает овладение креативными умениями на материале кинопрессы, развитие эстетического вкуса, критического мышления, становление ценностных ориентаций старшеклассников.

 Третий этап предполагает дальнейшее развитие умений анализа произведений кинопрессы у детей старшего школьного возраста.

 Четвертый этап является завершающим, поэтому предусматривает проведение итогового констатирующего среза. Данная работа включает в себя как вопросы, отражающие отношения "масс-медиа - старшеклассники", так и написание, например, рецензии на фильм (по своему выбору). Срез должен отразить те качественные и количественные изменения (или отсутствие таковых) у данной аудитории.

 Представив модель медиаобразования старшеклассников на материале кинопрессы, нам кажется целесообразным привести также тематический план, которому мы будем следовать в нашей экспериментальной работе.      

Тематический план занятий факультатива

 «Медиаобразование на материале кинопрессы»

Тема занятия

Лекции (в час.)

Практич. (в час.)
1 Проведение первоначального анкетирования школьников               2
2 Первоначальный опыт рецензирования статей (произведений кинопрессы).              2
3

Овладение креативными умениями на материале кинопрессы (с учетом различных видов, жанров как кинематографа, так и прессы). Анализ произведений кинопрессы.    

10

44

4

Основные этапы развития кинематографа и прессы.

2 2
5

Современное состояние кинопрессы в нашей стране, тенденции развития в современной социокультурной ситуации.    

2 2
6

Итоговое рецензирование старшеклассников

 

2

7 Итоговое анкетирование старшеклассников.     2
8

Подведение итогов всего цикла занятий          

  2
9 ИТОГО: 14 58

  Переходя ко второй части нашей работы, отметим, что факультатив как форма проведения занятий со старшеклассниками, выбран нами не случайно. Не отрицая достоинств других направлений медиаобразования (интегрирования в учебные дисциплины, создания самостоятельных курсов), но и видя их слабые стороны, мы выбрали внеурочную форму работы. Плюсы таких занятий в следующем:

 1)они не предусматривают какой-либо  оценочной системы (результаты первичного  и итогового контроля необходимы для исследователя). Мы же полностью поддерживаем  В.А. Разумного,   А.В. Федорова в том, что, касаясь вопроса эстетического воспитания, необходимо отходить от  каких-либо стандартов. "Относительно параметров и характеристик содержания образования: нелеп и алогичен термин "стандарт", имеющий операционное значение в  промышленном и сельскохозяйственном производстве, но абсолютно неприменимый к  живому ребенку, особенно, в связи с требованиями новой педагогики о гуманизации, об  индивидуальном подходе" (2, с.6-7).

В том, что медиа могут помочь в эстетическом воспитании, сомневаться не приходится. Вот простой пример, каких тысячи: советская  власть, с первого дня своего правления, зная, что кинематограф  очень популярен у всех слоев населения (естественно, эта тенденция сохраняется и сейчас), использовала его в пропагандистских целях, молодое поколение воспитывалось  (нравственность, эстетика, патриотизм и т.д.) на киногероях;

 2)строгие правила при выборе таких видов занятий также практически отсутствуют;

 3)план занятия легко изменить без ущерба с чьей-либо стороны (в отличие от школьной программы);

 4)добровольность посещения факультатива отвечает требованиям личностно-ориентированного  образования, которое находит все большее понимание и поддержку как у учителей, так и у широкой общественности;

 5) вывод  многих психологических исследований состоит в том, что "творческие  достижения статистически не связаны с учебной успеваемостью в школе.  Поскольку школьная программа строго регламентирована, детское и юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется вне класса, в научных кружках или в сфере досуга, где оно может сохранять сводные игровые формы" (1, с.76).

Мы постарались отразить наше видение проблемы медиаобразования в практическом плане. Но независимо от выбора направления, форм и методов работы, можно утверждать, что главной ценностью  медиаобразования является тот огромный потенциал, на базе которого может развиваться творческая, критически мыслящая личность.

Литература

1.Кон И.С. Психология юношеской возраста /проблемы формирования личности/. - М.: Просвещение, 1979.- 175 с.

2.Разумный В.А. Художественная педагогика. - М.: Иприкт, журнал «Русское богатство», 1999. - 74 с.

МУРЮКИНА ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА

Род. 10 августа 1975

Окончила Таганрогский государственный педагогический институт (1997). С 2001 - аспирантка ТГПИ (по медиаобразовательной тематике). Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России.

По вопросам медиаобразования публикуется с 2001 года. Печаталась в научных сборниках. Неоднократно участвовала в научных конференциях.