ЗАРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

И.В.Челышева, ассистент кафедры социокультурного развития личности,  аспирантка, Таганрогский   государственный  педагогический   институт (Таганрог, Россия)

 

GENESIS OF RUSSIAN MEDIA EDUCATION

Irina Chelysheva, Ph.D. student and educator, Taganrog State Pedagogical Institute

 (Taganrog, Russia)

ХХ век вошел в историю как век так называемого "информационного  взрыва", век возникновения новой мировой информационной структуры. Появление новых средств массовой коммуникации, которые "люди вынимают из "рога изобилия современной технологии", позволяет соотносить, свя­зывать между собой разные виды человеческой деятельности, разделенные пространством и временем.  Люди настолько привыкли к огромному ко­личеству информации, объем которой постоянно увеличивается, что не представляют себе жизни без прессы, телевидения, радио, кино и компь­ютерной сети. Оказавшись в силу каких-либо причин без них, начинают испытывать беспокойство и дискомфорт. Это состояние еще называют  ин­формационным голодом.

Есть мнение, что ''если бы из мира исчезли все люди и остались бы только сообщения, которыми они обменивались, мы  все равно  обладали  бы необходимой информацией для развития нашей науки. Ведь каждое реальное социально-психологическое явление уходит своими корнями в коммуникацию''(1, 244).

Существует множество точек зрения  относительно проблемы медиа. Так, в нем видят и источник знаний, и в то же время помеху в образовании и воспитании, средство всестороннего развития и фактор, тормозящий последнее и т.д.  Средства массовой коммуникации и  информации  могут способствовать позитивному развитию человека, но в то же время опустошению,  - духовному,  нравственному, эстетическому кризису личности.

Опыт отечественного и зарубежного медиаобразования  выявил потенциаль­ные возможности медиапедагогики, которые в полной мере могут быть раскрыты в различных и многообразных формах, таких как интеграция в учебные предметы, автономные уроки, лекции, семинары, спецкурсы, факультативы, кружки, медиастудии, клубы и др., что во многом может спо­собствовать формированию художественной культуры, развитию полноценного восприятия  медиатекстов, анализу и критическому осмыслению всего многообразия массовой информации.  В связи с этим в последнее время усилился интерес к различ­ным моделям медиаобразования  и к истории его возникновения и развития.

Для России  начало века было сопряжено с  переменами, приведшими к коренным изменениям  в сознании  многих поколений, которые не могли не отразиться и в произведениях искусства.  Не случайным в этой связи является  зарождение медиаобразования  в дореволюционной России на материале кинематографа, прессы. Уже в то время  многие прогрессивные педагоги  видели большие потенциальные возможности медиа и  стремились выяснить его перспективы и возможности. К сожалению, многие проекты и начинания  так и остались нереализованными долгие годы (к примеру, создание  так называемых ''кинематографических музеев''),  а многие из них  претерпели существенные изменения  в связи с политической обстановкой.

 Еще в самом начале ХХ века в нашей стране  появились первые труды, посвященные воспитательной и обра­зовательной роли кино:  с 1908 года вышел ряд статей в журналах ''Сине-фото'', ''Вестник воспитания'', ''Живой экран'', ''Вестник кинематографа'', ''Разумный кинематограф и наглядные пособия'' и т.д.  К 1917 году вышло в  97 публикаций,  которые касались проблем кино и школы – '' преимущественно журнальных статей, а также различных докладов, сообщений и фильмографических обзоров'' (2,8).

          События 1917 года привели к неизбежности коренных изменений всей государственной  системы, в том числе и системы образования. Частные учебные заведения были ликвидированы. Идеи эстетического воспитания В.С. Соловьева,  Н.А.Бердяева и других выдающихся умов России были уже неприемлемы для новой педагогики и «революционного сознания» в силу своей религиозной нап­равленности. На смену им пришли идеи «диктатуры пролетариата», атеизма, государственной собственности, классовой борьбы и т.д. Население страны в большинстве своем было неграмотным, поэтому необходимо было найти эффективное средство пропаганды и агитации, коим и выступил кинематограф, имевший  для советской власти   большие потенциальные возможности, выполняя при этом ряд функций: 

- пропагандистскую (идеологическую):  его можно было использовать как идеологическое оружие против капитализма, орудие пропаганды социализма. Вспомним хотя бы первые фильмы-хроники о гражданской войне, революционных праздниках и короткие художественные "агитки", которые славили подвиги красноар­мейцев и "высмеивали буржуев, белогвардейцев, кулаков" и т.п. За неи­мением достаточного количества кинотеатров их демонстрировали в так называемых агитпоездах и агитпароходах и т.п.

         - просветительскую:  кинематограф предполагалось использовать как учебное пособие.  

 После 1917 года, и в особенности с возникновением тоталитарного режима,   власти  стремятся  подчинить аудиторию идеологии  государства. Приоритет был отдан   практическим аспектам, основанным  на марксистской теории  медиа.  Адресат (слушатель, зритель) текста (в том числе и медиатекста) должен был воспринимать произведение лишь в контексте правящей коммунистической идеологии.

Период зарождения отечественного медиаобразования  являлся началом пути длинной около века. Именно в это время была признана важная роль медиаинформации  в образовании и воспитании, выявлены ее потенциальные возможности для развития личности.    

Литература

  1. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 366 с.

  2. Черепинский С.И. Учебное кино: история становления, современное состояние. Тенденции развития дидактических идей. - Воронеж. Изд-во Воронежского университета, 1989. –166 с.

ЧЕЛЫШЕВА ИРИНА ВИКТОРИНОВНА

Род. 31 октября 1965

Окончила факультет методики воспитательной работы (1987) и аспирантуру ТГПИ (2002). Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. В течение многих лет работала учителем в школе. С 1999 года преподает на факультете социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института.

Основная тема ее научно-педагогического исследования – история, теория и методика медиаобразования в России.

Автор ряда публикаций по проблемам медиаобразования в научных сборниках, учебных программ для вузов. Неоднократная участница научных конференций.

Библиография (книги И.В.Челышевой):

Медиаобразование в России: Краткая история развития. Таганрог, 2002  (совм. с А.В.Федоровым).