БРИТАНСКИЙ ОПЫТ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИ

И.А.Каруна (Донец), аспирантка Таганрогского государственного педагогического института (Таганрог, Россия)

 

BRITISH MEDIA EDUCATION APPROACH: RUSSIAN VIEW

Irina Karuna (Donets), PhD student, Taganrog State Pedagogical Institute (Taganrog, Russia) e-mail: aotkz@aotkz.ru

            В Соединенном Королевстве существует давняя традиция обучения в области медиаобразования, которая уходит корнями в 30-е годы ХХ века – время образования Британского кино института (British Film Institute – BFI). Как  в других странах, сначала центром изучения здесь было киноискусство и пресса, но постепенно произошло расширение спектра. Медиаобразование стало опираться на материал телевидения, Интернета и др. На первом этапе движение развивалось согласно схеме, направленной на противостояние вредному влиянию медиа. Как таковой, термин медиаобразование не употреблялся. Начиная с 60-х годов,  медиакультура стала изучаться в большинстве британских университетов, но лишь спустя 40 лет была введена в национальный учебный план.

            Медиапедагог, профессор Ливерпульского университета  Лен Мастерман проанализировал развитие медиаобразования в Великобритании. В 30-х годах, по его мнению, медиакультура представляла собой «обучение против медиа и противостояла его сущности, развиваясь, в основном, согласно «прививочной парагдигме» (Masterman, L. (1991). An overview of media education in Europe. London. – p.9). Следующим шагом, по Мастерману, было вхождение в школу нового поколения учителей 60-х, которые непосредственно были знакомы с национальной культурой. Именно они вместе с учащимися отвечали на вопрос: “Для чего необходимо изучать медиа?”

            Первые принципы медиаобразования были сформулированы Л.Мастерманом. Он выдвинул теорию, согласно которой необходимо развивать у учащихся понимание того, как именно функционируют средства массовой коммуникации, как они используют различные выразительные средства, каков механизм создания реальности в медиатексте. Аудитории нужно понять причины, по которым один и тот же медиатекст дает много больше информации активному и грамотному потребителю, чем необразованному в области медиа.

            Во второй половине 70-х годов цели медиаобразования были во многом пересмотрены. Более четко стало проводиться различие между освоением аудиовизуальных средств коммуникации, с одной стороны,  и общими принципами коммуникации как процессом передачи смысла – с другой. Задачей медиаобразования было формирование и развитие у аудитории способности ответственно и критически  воспринимать содержание сообщений, которые те получают из самых различных каналов массовой информации. Медиаобразование в Соединенном Королевстве было направлено, главным образом, на изучение медиа как “популярной культуры”. В 70-х годах медиапедагоги также в некоторых случаях опирались на французские теории, ориентированные на семиотическую трактовку медиатекстов как знаковых систем.

            80 – 90-е годы являются поворотными в сфере медиаобразования в Великобритании. Это время  публикаций множества научных работ и иследований (Л.Мастерман 1980,  1985, 1991; К.Бэзэлгэт 1991; Д.Букингем 1990, 1991; Э.Харт 1994 и др.).  В 90-х годах были обоснованы ключевые понятия медиаобразования в работах К.Бэзэлгэт, Э.Харта и Дж.Баукера) – “агентство медиа”, “аудитория медиа”, “технология медиа”, “языки медиа”, “категория медиа”, “репрезентация медиа”.

            В настоящее время идеи медиаобразования отражаются во многих научных работах, докладах на международных и национальных конференциях во всем мире. Хотя конкретные направления медиаобразования зависят от педагогических традиций той или иной образовательной системы, медиаобразование в Великобритании, по нашему мнению, представляет значительный интерес для его изучения в России, для расширения инновационного потенциала системы обучения в нашей стране.

КАРУНА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Род. 9 декабря 1976

Окончила Таганрогский государственный педагогический институт (1998). Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России.

Преподавала английский язык в школе. В настоящее время – аспирантка Таганрогского государственного педагогического института (тематика исследования – медиаобразование). Публикуется с 2000 года. Автор ряда статей по вопросам медиаобразования в научных сборниках. Участвовала в российских и международных конференциях.

e-mail: aotkz@aotkz.ru