ЭСТЕТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ  ПОДРОСТКОВ  НА МАТЕРИАЛЕ ЭКРАННЫХ ИСКУССТВ

Н.П.Рыжих,  старший преподаватель кафедры социокультурного развития личности, Таганрогский государственный педагогический институт (Таганрог, Россия)

TEENAGERS’ AESTHETICAL MEDIA EDUCATION ON THE SCREEN ARTS’ MATERIAL

Natalia Ryzhykh, media educator, Taganrog State Pedagogical Institute (Taganrog, Russia)

В настоящее время очень остро стоит проблема воспитания подрастающего поколения. В частности, речь идет о подготовке высококвалифицированных образованных молодых людей. Но не надо забывать и об общей культуре будущих специалистов, об их нравственном облике и эстетической воспитанности.

Эстетическое воспитание и становление личности проходит под влиянием  разнообразных факторов: семья, школа, социальное окружение, общение и, конечно же, средства массовой коммуникации (медиа). Часто медиа называют «параллельной школой», поскольку прекратить влияние СМИ на учащихся невозможно. Эстетическое воспитание осуществляется с помощью специальной системы, сердцевиной которой является воздействие средствами искусства. В современной социокультурной ситуации огромную роль играют медийные искусства. Искусство экрана (кинематограф, телевидение, видео) определило новый тип восприятия, сформировало широчайший круг зрителей, прошло несколько революционных этапов технологических преобразований (появление кинематографа в конце ХIХ века; в ХХ веке – звук, цвет, телевидение, видео, DVD и т.д.).  Искусство экрана – «машина времени», которой доступны любые перемещения – десятилетия, века, эпохи, путешествия в пространстве. Этот большой потенциал экранных искусств используется в современном направлении педагогики – медиаобразовании. Одними из многих целей медиаобразования  является формирование способности аудитории понимать место медиакультуры, медиаискусств в обществе,  развитие эстетического сознания, творческой индивидуальности учащихся. Это очень важно, так как обрушивающийся на современного школьника поток экранной информации немыслим вне эстетических, художественно-образных аспектов. Восприятие информации через экран формировалось через искусство кино.

Кино, как мы знаем, является чрезвычайно сильным средством воздействия на людей всех возрастов и, конечно же, первыми попадают под его влияние подростки.  В этом возрасте у ребят проявляется так называемый «критерий правдивости», в этот период они ищут в искусстве прямого сходства с жизнью. Преодолеть «критерий правдивости» можно путем обучения условному языку искусства. К тому времени относятся первые проявления конформизма художественного восприятия.  Конформизм, не ликвидированный на определенном этапе, может утвердиться в устойчивое свойство личности.

Восприятие подростков отличается эмоциональностью. Необходимо сохранять эмоциональность восприятия и развивать навыки восприятия специфики искусства, его противоречивой эстетической сущности. В психике подростка проявляются новые качества: склонность к самоанализу, самоконтролю, работа над самосознанием. Появляется база для возникновения устойчивой потребности в восприятии. В работе над произведениями экранных искусств развитие восприятия зрителей тесно взаимосвязано, в частности, с работой над переживанием. Овладение переживанием как особым видом деятельности состоит в попытке осознать, почему данная ситуация вызывает именно такую эмоциональную реакцию; ответ на какие внутренние проблемы требует поиска в этой области. Естественная цепочка рассуждений идет от эмоций   к реакциям, от реакций к выводам по поводу персонажа (его поведения, поступков, характера), затем – через оценочные суждения – следует подтолкнуть подростка к тому, чтобы он оглянулся на себя и попытался осознать, что же является его собственной проблемой и в какой мере «эмоционально прожитая» во время просмотра ситуация поможет ему решить  эти проблемы.       

Умелое руководство со стороны медиапедагога может способствовать накоплению информации, углублению прежних представлений, расширению ассоциативной сферы, своеобразной интеллектуализации эмоций.  А затем происходит качественный скачок, у подростка возникает потребность в новом эмоционально-смысловом освоении произведения экранных искусств. Поэтому в этом возрасте подросткам необходимы знания в этой сфере (история, направления, жанры и т.д.), которые в силу своих особенностей служат чувственно-эмпирическому, абстрактно-логическому, документированному, научному, психологическому, метафорическому освоению мира.

Для подросткового возраста характерен особый интерес  к познанию личности других людей. Поэтому в восприятии киноискусства проявляется усиленный интерес  к психологии героев в кино. Киногерои становятся объектами подражания для ребят независимо от своей направленности. При этом многие подростки – «всеядные зрители», потребляющие безо всякого выбора огромный объем кино/видеопродукции.

Авторитет экранных искусств у подростков очень велик. Это тот «круг общения», который они себе подбирают. Это своеобразная «неформальная группа», чьи жизненные ценности и идеалы становятся примером для подражания.

В проведенном нами исследовании мы выяснили, опросив учащихся 8-х классов нескольких школ г.Таганрога, что на первое место проведения досуга большинство подростков (80%) ставят просмотр теле/видеофильмов. Причем 72% опрошенных смотрят телевизор ежедневно. Однако мотив обращения к кино у большинства подростков лежит вне специфики кино как вида искусства. Основное – это развлечение, отдых, отвлечение от повседневных жизненных забот и т.д.

Одним из показателей эстетического развития в области экранных искусств является киноосведомленность. Самый простой тест выявил, что киноосведомленность подростков сводится, в основном, к наличию знаний имен и фамилий любимых актеров. Большинство подростков, называя свои любимые фильмы, не знали фамилий режиссеров этих фильмов (68%).     Некоторые путали фамилии режиссеров с фамилиями актеров (17%).

Современные подростки активно вовлечены в процесс общения с аудиовизуальной средой, с которой им интересно. Они самостоятельно познают ее природу. Однако отношение к экранным искусствам у них потребительское, налицо  поверхностное восприятие героя, а не приближение к его внутреннему миру. Неумение определить авторское отношение создателей фильма к происходящему на экране.

В силу объективных обстоятельств процесс общения подростков с киноискусством складывается стихийно, что может иметь негативные последствия в ходе формирования личности, так как в результате интенсивного увеличения зрительского опыта не происходит его дифференциация, анализ и другие процессы, важные для эстетического воспитания подростка.

Восполнить этот пробел и призваны специальные занятия по изучению экранных искусств в школе (кино - видеокружок, видеоклуб, факультатив и др.). Однако в школах города такая работа почти не ведется.

Необходимо срочно решать эту проблему, активно используя современный опыт медиаобразовательной работы с подростками в условиях средней школы.

 

РЫЖИХ НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА

Род. 10 февраля 1955

Окончила факультет иностранных языков (1977) и аспирантуру ТГПИ (2000). Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. С 80-х годов преподает на факультете социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института.

Основная тема ее научно-педагогического исследования - медиаобразование студентов на материале экранных искусств.

По вопросам медиаобразования, кинообразования публикуется с 1995 года. Автор ряда статей по проблемам кино/медиаобразования в научных сборниках, учебных программ для вузов. Неоднократно участвовала в работе научных конференций.