КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ И МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

О.А.Баранов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Тверского государственного университета, руководитель научной работы средней школы № 14 (Тверь, Россия)

 

SCHOOL’S CULTURE &  CREATION MODEL IN MEDIA EDUCATION

Dr.Oleg Baranov, docent of the pedagogic department, Tver State University (Tver, Russia)

            Вторая половина ХХ века отмечена радикальными изменениями во всех сферах  жизни человечества. Под лозунгом экономической глобализации государства-лидеры научно-технического прогресса (в первую очередь – США) развертывают широкую культурную экспансию, через мощные информационные системы внедряя в страны мира западные ценности, нормы поведения, чуждые культурам других народов, что угрожает потерей социально-культурной идентичности и своеобразия.

            Преодоление острых противоречий в духовной жизни страны требует мобилизации всех внутренних сил общества. Их развитие оказывается все более связанным с формированием человека как высоконравственной духовной личности. Именно искусство (и киноискусство – в частности) и метод художественного познания обладают огромным потенциалом гуманитарного и нравственного воздействия, обеспечивая главнейшее условие развития личности – единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики.

            Большую роль в морально-эстетическом воспитании молодого поколения играет медиакультура, обладающая ярко выраженным эмоциональным, психофизиологическим характером воздействия. Она создает и «предлагает» своеобразные модели эмоционально-чувственного отношения к окружающему, обогащая духовный опыт и способность к переживанию, становится все более значительным компонентом нравственной жизни человека.

            В 1991 году, когда резко изменилась социокультурная ситуация в стране, нами был предпринят эксперимент на базе средней школы № 14 города Твери по созданию культуротворческой модели школы, где:

образовательный процесс строится в соответствии с логикой развития личности;

культуротворчество – не учебный предмет, а целостное образовательное пространство, в котором совершается становление личности;

концепция культуротворческой школы осуществляет синтез психолого-педагогического, культуротворческого, философско-эстетического подходов в осмыслении феномена образования, как переход от репродуктивного типа педагогического взаимодействия в массовой школе к типу продуцирующему, который ориентирует прежде всего на внимание к личности ученика, к законам ее становления в контексте медиакультуры. Причем медиакультура понимается не как некий существующий субстрат, а как живое органическое целое, как творческая субстанция, которая может быть воспринята только творческим субъектом, в полном согласии со старым принципом «подобное стремится к подобному».

Учитель – не передатчик культуры,  а носитель ее, наследник и хранитель того, что создано не нами и до нас. Что касается организационных форм, то ключевой идеей стала идея интеграции. Речь  идет не только о межпредметной интеграции, но об интегративном подходе к устройству образовательного процесса в целом, где межпредметная интеграция выполняет роль механизма.

Значительными возможностями для решения образовательных и воспитательных задач в нашем опыте имеет эстетически направленная система дополнительного образования, что обогащает и углубляет содержание основного общего образования. Именно она связана с повышением уровня творческой деятельности учащихся.

Искусство – это форма, которая сочетает в себе созерцание и творчество, ориентирует на выражение окружающего через цвет, звук, слово. Постижение мира и выражение себя средствами искусства наиболее органично для детей.

В ходе экспериментальной работы отрабатывалась система нравственно-эстетического воспитания средствами медиакультуры для учащихся всех возрастов. С учетом специфики организации коллективных просмотров кино/видеоматериала, медиаобразования, интегрированного в обязательные школьные дисциплины, подготовки факультативных курсов «Медиаобразование и подросток», «История и теория русского кинематографа», как составных частей единого курса мировой художественной культуры. В рамках работы классного руководителя с родителями разработана целостная  система взаимосвязи семьи и медиакультуры – родительский практикум «Семья у экрана телевизора».

Студенты Тверского государственного университета активно участвовали в апробации отдельных подходов к организации различных аспектов медиаобразования с учащимися различных возрастов во время прохождения педагогической практики на базе средней общеобразовательной школы № 14. Чтобы студенты были готовы к подобной работе, связанной с историей и теорией медиакультуры,  им предварительно читаются соответствующие разделы учебных курсов (к каждому занятию подготовлены учебные кино/видеоролики). Например, факультативный курс «Медиаобразование на материале экранных искусств – кинематографа, телевидения и видео». На практических занятиях студенты учатся  оформлять стенды «Так создается мультфильм», «Костюм в кино», «Комбинированные съемки» и др. В рамках практических занятий по педагогике и психологии многие студенты пишут курсовые работы по медиаобразовательной тематике, монтируют из старых фильмов (например, о школе) учебные ролики, освещающие актуальные проблемы сегодняшней школы.

Совокупность всех видов работы помогает освоению учащимися социокультурных норм отношений, развитию эстетических чувств, художественного восприятия,  творческих способностей, мышления.

БАРАНОВ ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Род. в 1934.

Окончил физико-математический факультет Калининского педагогического института (1957) и аспирантуру ВГИКа. Кандидат искусствоведения (1968), доцент (1969). Одним из первых в стране защитил диссертацию по кинообразованию. Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и Союза кинематографистов России.  Отличник просвещения РФ.

В течение многих лет был бессменным руководителем киноклуба при школе-интернате (1957-1971). Работал в школе, заведовал педагогической кафедрой и был деканом факультета в Тверском педагогическом университете. В настоящее время преподает в тверской школе № 14 (где является заместителем директора по научной работе и ведет масштабный эксперимент по эстетическому воспитанию) и в Тверском педагогическом университете. Автор трудов по кинообразованию школьников и студентов, по проблемам школьных и молодежных киноклубов, учебных пособий для педвузов.

По вопросам кинообразования публикуется с 1960 года – в научных сборниках, в журналах «Народное образование», «Искусство кино», «Семья и школа», «Сов. радио и телевидение», «Воспитание школьников», «Киномеханик» и др. Всего опубликовано свыше 60 работ, включая книгу по кинообразованию, изданную в Праге (1989) на чешском языке. О.А.Баранов выступал с докладами по кинообразованию и эстетическому воспитанию более чем на сорока научных конференциях.

Библиография(книги О.А.Баранова):

Киноклуб в Калинине. М.,1967.

Кинофакультатив в школе. Калинин,1973.

Основи кiномистецтва в школi. Киiв,1976.

Художественный кинематограф в работе средней школы. Калинин,1977.

Экран становится другом. М.,1979.

Кино во внеклассной работе школы. М.,1980.

Фильм в работе классного руководителя. Калинин,1982.

Baranov O. Pedagogickym otazkam vychovy filmovym umehim oborove informachi strcaisko. Praha, 1989.