ВОРОНЕЖСКАЯ МОДЕЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

С.Н.Пензин, кандидат искусствоведения, доцент, Воронежский государственный университет (Воронеж, Россия)

MEDIA EDUCATION MODEL IN VORONEZH

Dr. Stal Penzin, docent of Voronezh State University (Voronezh, Russia)

 Сегодня, когда в жизнь российской высшей школы входит новое поколение государственных стандартов, важно использовать все ресурсы, чтобы медиаобразование стало составной частью блока гуманитарных дисциплин. В Воронеже испытательным полигоном, способствующим введению государственного стандарта высшего образования по специальности «медиаобразование» (раздел «кинообразование») стал киновидеоцентр им В.М.Шукшина, созданный  в начале 90-х годов ХХ века.

В своей деятельности, которая носит экспериментальный характер, он опирается на поддержку самых разных организаций: общественных (Федерация киноклубов России, Союз кинематографистов РФ, Воронежское отделение Союза театральных деятелей РФ и др.), государственных (Воронежский университет, Воронежский педагогический университет и др.), частных (колледж «Номос», корпорация «Возрождение» и др.).

Основные задачи киновидеоцентра:

- внедрение медиаобразования в учебно-воспитательный процесс воронежских вузов и средних учебных заведений;

-         распространение знаний о киноискусстве;

-         популяризация лучших произведений отечественного и мирового киноискусства.

Итоги работы киновидеоцентра за неполные десять лет превзошли все ожидания. Судите сами. Основная трудность любого медиапедагога – отсутствие необходимых медиатекстов, базы справочных данных, учебников и учебно-методических пособий, программы. Как преподавание литературы невозможно без библиотек, так медиаобразование нельзя осуществить без коллекции аудиовизуальных материалов. Но видеотек в вузах Воронежа в ХХ веке не было. А в руководимом мной киновидеоцентре сейчас – 2,5 тысячи кинофильмов на видеокассетах и огромное количество видеоматериалов, иллюстрирующих творчество выдающихся  мастеров мирового кино (документальные фильмы, телепередачи  о мастерах экрана, записи их интервью, репортажей с международных фестивалей, церемоний «Оскаров», «Ник», «Феликсов» и других наград и др.), около 500 папок с вырезками из газет и журналов («персоналии» о режиссерах, актерах, операторах, о киноискусстве разных стран и жанров, о фестивалях и т.д. Вот только один пример богатства иллюстративного материала по теме «Кино и книга»: в разделе «Ф.Кафка в кино» имеются видеофильмы «Кафка» С.Содерберга, «Кафка» С.Рыбчинского, «Процесс» О.Уэллса, «Процесс» Д.Джонса, «Замок» М.Ханеке, «Замок» А.Балабанова.

Киновидеоцентр сегодня – это самое крупное в Воронеже собрание книг по истории и теории кино, справочных материалов, журналов о кинематографе и видео (словарей, каталогов фильмов, справочников и т.д.). Благодаря столь обширной коллекции информационного материала появилась возможность публиковать на страницах воронежских газет и журналов не только рецензии на фильмы, но и статьи по истории и теории кино под рубриками «Летопись киновека», «Века кино», «Киноглобус» и т.д.

Главное направление деятельности киновидеоцентра – организация учебных занятий. Регулярно два раза в месяц проходят занятия студенческого видеолектория «Мастера мирового кино» в Доме актера. В Воронежском государственном университете в 2000/2001 и в 2001/2002 учебном годах введены элективные спецкурсы «Основы киноискусства» и «Кино и книга» (на факультетах  романо-германской филологии и филологическом). Разработаны соответствующие учебные программы и – самое главное – в 2001 году выпущены методические указания «Основы киноискусства» (в 2-х частях).

Для студентов психологического факультета (отделения) подготовлена программа «Киноискусство и личность». Задачи данного спецкурса: дать представление о современном кинопроцессе; познакомить с ведущими мастерами мирового кино; помочь изучению психологии художественного творчества; раскрыть возможности кино для изучения с его помощью психологии. В программе – 20 тематических блоков, для которых подобраны отечественные и зарубежные фильмы, раскрывающие данную проблему: «Психология художественного творчества», «Структура личности», «Становление личности», «Возможности формирования личности», «Личность и коллектив», «Проблема морального выбора», «Человек на войне», «Свобода и насилие», «Патология личности», «Личность вне цивилизации», «Психосексуальное развитие» и т.д.

В Воронежском государственном университете занятия, проводимые киновидеоцентром, внесены в расписание четырех курсов и завершаются зачетами, то есть являются «официальными». По иному принципу организованы занятия (они по структуре ближе к киноклубным) в Воронежском педагогическом университете: свободное посещение во внеучебное время. Во втором семестре 2001/2002 учебного года по инициативе фундаментальной библиотеки и киновидеоцентра в педагогическом университете прошел цикл киновечеров «Кино и школа». В программе – новейшие фильмы о проблемах воспитания («Нежный возраст» С.Соловьева, «Королевская битва» К.Фукасаку) и классика («Долгие проводы» К.Муратовой, «400 ударов» Ф.Трюффо, «Общество мертвых поэтов»  П.Уира) и ленты об «утре жизни» прошлого десятилетия («Американка» Д.Месхиева, «Жизнь этого парня» М.Клейтон-Джонса, «Комната Марвина» Д.Зэкса). Перед каждым просмотром – преамбула с кинофрагментами, а потом – обсуждение увиденного.

Существуют две модели кинопросмотра. Первая ориентирована на восприятие экранного зрелища как «чужого мира», к которому в реальности человек приобщиться в принципе не может. Опираясь на эту модель, массовая продукция кино и телевидения стремится отвлечь молодежную аудиторию (как, впрочем, и любую другую) от жизненных проблем, приучить ее потреблять одну «развлекаловку». Вторая модель предполагает эмоциональную сопричастность зрителя тому, что показывается на экране – «зеркале» его собственного существования. Данная модель позволяет молодежи знакомиться с авторским кинематографом, воспитывает потребность в серьезных кинопроизведениях, правдиво отражающих проблемы, с которыми предстоит столкнуться после окончания высшего учебного заведения. Киновидеоцентр им В.М.Шукшина стремится переориентировать студентов на эту модель эстетического восприятия художественных произведений, с которыми их знакомит экран.

Таким образом, с помощью киновидеоцентра им В.М.Шукшина в Воронеже создана уникальная, не имеющая аналогов, автономная и результативная система медиаобразования.

 

ПЕНЗИН СТАЛЬ НИКАНОРОВИЧ

Род.  11 ноября 1932

Окончил ВГУ (1955) и аспирантуру ВГИКа (1968). Кандидат искусствоведения (1968), доцент  Воронежского государственного университета. Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и Союза кинематографистов России. Лауреат Премии Союза кинематографистов в области кинокритики и киноведения (1987) и научно-исследовательского гранта Министерства образования РФ (программа «Университеты России», 2002).

В течение многих лет преподавал теорию и историю киноискусства в Воронежском университете, Воронежском педагогическом университете и Воронежском институте искусств. Являясь директором  киновидеоцентра им. В.М.Шукшина, он и по сей день не порывает связь с воронежскими вузами, читает спецкурсы по кинообразованию.

Публикуется по вопросам киноискусства, кинообразования с 50-х годов. Печатался в научных сборниках, в журналах «Искусство кино», «Киномеханик», «Подъем», «Педагогика», «Вестник высшей школы», «Специалист»,  в воронежской прессе и др.

Автор нескольких монографий, посвященных проблемам теории киноискусства, кинообразования в школе и вузе, эстетического воспитания, киноклубного движения. Участник многих российских и международных конференций и семинаров.

Библиография (книги С.Н.Пензина):

Кино как средство воспитания молодежи. Воронеж,1973.

Кино - воспитатель молодежи. Воронеж,1975.

Кино в системе искусств: проблема автора и героя. Воронеж, 1984.

Уроки кино. М.,1986.

Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж, 1987.

Кино Андрея Платонова. Воронеж, 1999.

Американское кинопутешествие. Воронеж, 2001.

Основы киноискусства. Воронеж, 2001.