МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ, ИНТЕГРИРОВАННОЕ CО СПЕЦКУРСОМ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Т.И.Федорова, ассистент кафедры социокультурного развития личности, Таганрогский государственный педагогический институт (Таганрог, Россия)

 

MEDIA EDUCATION IN THE ECOLOGIC SPECIAL COURSE

Tatiana Fedorova, educator, Taganrog State Pedagogical Institute (Taganrog, Russia)

e-mail: fedor@pbox.ttn.ru

 

Целью экологического воспитания является развитие экологического сознания, экологической культуры личности, что подразумевает получение учащимися представления о строении окружающего нас мира. Конечно же, многие экологические проблемы находят отражение в различных медиатекстах – печатных, телевизионных, кинематографических, интернетных и т.д. В этом плане мне кажется эффективным синтез экологического воспитания и медиаобразования.

            К примеру, на своих занятиях в Таганрогском государственном педагогическом институте я использую документальный фильм «Микрокосмос». Эта картина привлекательна не только уникальными съемками, звуковым рядом и музыкой, но и тем, что природа, показанная там близка российской молодежной аудитории. После просмотра студенты вспоминают, что такие растения растут и у нас в степи, что и в России встречаются такие виды насекомых и т.д. Таким образом, проявляются методы экологической идентификации (отождествления, погружения себя в обстановку в которой находится природный объект) и эмпатии (сопереживания). Этот фильм – яркая иллюстрация к высказыванию Альберта Швейцера: «Всё есть жизнь, всё связано со всем»…

            После просмотра фильма студентам предлагаются различные медиаобразовательные задания – написание рецензий, аннотаций, создание рекламы к картине, коллажей,  афиш и т.д. Вся эта работа еще раз закрепляет увиденное, происходит формирование экологически ориентированного отношения к хрупкому миру природы вокруг нас.

            Вот отрывки из некоторых студенческих работ, посвященных фильму «Микрокосмос», рассказывающему об удивительном мире природы, который может открыться нам на самой обычной европейской поляне:

            «Посмотрев этот фильм, я узнала много интересного о братьях наших меньших. Мне кажется, что снять этот фильм было очень трудно, ведь некоторые насекомые очень маленьких размеров. И для того, чтобы снять, как пчела собирает нектар, нужно было снимать очень осторожно» (студентка Т.З., первый курс ).

            «Пойдем со мной, посмотрим на рассвет. Пойдем со мной. Жизнь -  это чудо. Не надо брать с собою микроскоп, чтоб рассмотреть вот эту незабудку. Когда взойдет тот самый первый луч блистательного, ослепительного солнца. Когда все твари Божьи оживут, увидишь то, что многим недоступно… Готов, мой друг? Тогда пойдет туда, где кошка Киплинга бродила по мокрым лужам… Ты можешь построить новый дом и полететь в космос, но в твоих ли силах построить новую Землю? Может быть, лучше сохранить Дождь, Траву, Небо и её – меленькую, но Великую Жизнь…» (студентка П.К., первый курс).

             «Природа бережные руки

             Вдруг распростерла передо мной,

И оживила краски, звуки,

Дожди и ветры, летний зной.

И этот мир я не узнала,

Как будто бы не в нем жила.

Я никого не замечала,

Или увидеть не могла.

Проснитесь, люди, осознайте,

Что жизнь не вечна на Земле.

Прошу вас не уничтожайте,

То, что сейчас открылось мне…» (студентка А.К., первый курс).

            Как видно из приведенных примеров, аудиовизуальный ряд фильма «Микрокосмос» способствовал эмоциональному восприятию аудиторией экологических проблем. Некоторые студенты попытались передать свои впечатления в стихотворной форме.

            Еще один тип творческих заданий на медиаматериале заключается в следующем. Студентам предлагается создать модель цикла телепередач на экологическую тему. В группах по 2-3 человека они продумывают тематику всего цикла, его отдельных программ. С помощью коллажа готовится заставка для всего цикла программ, продумывается реклама для отдельных передач. Затем проходит конкурс на лучшую экологическую телепрограмму.

CV

Федорова Татьяна  Ивановна, 1954 г. рождения,

Преподаватель кафедры социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института, занимается проблемами синтеза экологии и медиаобразования. Автор ряда публикаций и учебных программ.