Информационная культура как педагогическая цель медиаобразования в информационно-образовательной среде вуза

Гура В.В., кандидат педагогических наук, доцент, зав кафедрой социальной педагогики и психологии,  Таганрогский государственный педагогический институт (Таганрог, Россия)

INFORMATION CULTURE AS THE PEDAGOGICAL OBJECT OF MEDIA LITERACY IN THE UNIVERSITY EDUCATION ENVIRONMENT

Dr.Valery Gura, head of the chair of social pedagogic & psychology, Taganrog State Pedagogical Institute (Taganrog, Russia) e-mail: gura@pbox.ttn.ru

Понятие «информационная грамотность» и «информационная культура» являются базовыми  в информационно-культурологическом подходе, предлагаемом нами с целью  разработки теоретических основ педагогического проектирования информационно-образовательных сред и ресурсов. Один из авторитетов зарубежного медиаобразования, американская исследовательница Кетлин Тайнер (K.Tyner),  приводит определение «информационной грамотности» как «способности находить, оценивать и эффективно использовать информацию в личной и профессиональной деятельностях /1,с.8/.

 В зарубежной практике информационная грамотность связывается с библиотековедением, компьютерами и цифровой медиа. Этим термином наиболее часто пользуются те, кто работает в области новых образовательных технологий, связанных с НИТ (новые информационные технологии). Нас будет также интересовать еще несколько  понятий. Это  популярные на Западе и еще робко заявляющие о себе в нашей педагогике понятия: медиаграмотности (media literacy), медиакомпетентности (media competence), медиаобразование (media education).

Медиакомпетентность включает в себя перечень способностей и умений, относящихся к медиа,  которые должны включать в себя измерения знаний, восприятия и (относительно активного) использования (масс-) медиа (2).  Д.Баак (D.Baacke) выделяет четыре измерения медиакомпетентности (3):

*медиакритицизм (аналитический, рефлексивный, этический);

*медианаука (информативная, инструментальная и квалификаторная);

*использование медиа (простое восприятие, интерактивное);

*медиапроектирование (инновационное, творческое).

             К.Тайнер определяет «медиаобразование» как “способность иметь доступ, анализировать и осуществлять коммуникацию в широком диапазоне форм”  (1, с.8).  Информационно-культурологический подход при педагогическом проектировании медиаобразовательной среды и наполняющих её медиаобразовательных (электронных, мультимедийных) ресурсов рассматривает учебную деятельность студента в среде как взаимодействие с культурой, прежде всего с её экранными формами. Целью педагогического проектирования медиаобразовательной среды вуза является обеспечение условий для развития и становления в процессе обучения информационной культуры как одной из важнейшей компонент культуры современного человека.

Литература

1. Tyner K. Literacy in a Digital World. Lawrence Erlbaum Associates Publishers, Mahwah, New Jersey, London, 1998.

2. Schludermann W. Media Maturity - The Pedagogic Return to Basics of Media Pedagogy /Media Congress in Vienna, 1999.

3. Baacke D. MedienKompetenz als Netzwerk In: Medien practisch,  №2,  1996, p. 4-10.

 

ГУРА ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Род. 27 марта 1950

Окончил Таганрогский радиотехнический университет (1972) и психологический факультет Ростовского государственного педагогического университета (1987). Кандидат педагогических наук (1994), доцент, зав.кафедрой социальной педагогики и психологии Таганрогского государственного педагогического института. Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Член IRFCAM/ Международного форума исследователей в области медиа, Сидней, Австралия/. Опубликовал ряд статей в научных сборниках по проблемам медиаобразовательной среды в современном вузе. Неоднократно участвовал в научных конференциях. E-mail: gura@pbox.ttn.ru